Михаил Швыдкой дал отповедь деятелям искусства,
вступившимся за наследие великого художника и ученого.
В декабре прошлого года группа известных деятелей культуры и науки (среди них многократный чемпион мира по шахматам и известный общественный деятель Анатолий Карпов, выдающийся пианист, президент Академии российского искусства, член Совета при президенте РФ по культуре Николай Петров, знаменитый скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, известный ученый,
академик РАН Константин Фролов и другие) опубликовала открытое письмо президенту Путину. Они обратились к главе государства с просьбой обратить внимание на тревожную ситуацию, сложившуюся вокруг наследия Рерихов — выдающихся русских художников, философов и ученых. В частности, на то, что в 2004 году исполняется 100 лет со дня рождения Святослава Рериха. В декабре 2002 года главы Индии и России договорились о принятии Программы культурных обменов в 2003-2004 гг., которая вскоре и была подписана. В соответствии с
договоренностью юбилей Святослава Рериха будет отмечаться в двух странах на правительственном уровне. В Индии с почтением относятся к памяти Рерихов. Там уже начались разнообразные праздничные мероприятия, а в России до сих пор, увы, тихо. Как будто и не было договоренности глав двух государств. Авторы письма просили президента принять решение о создании авторитетной комиссии по подготовке юбилея.
В письме также шла речь о фактах надругательства над волей С.Рериха. Он завещал наследие своей семьи, в том числе и те картины, которые до сих пор удерживаются Минкультом, передать в созданный им Центр — Музей имени Н.К.Рериха. Но в год смерти Святослава Николаевича (1993 г.), вняв настойчивым просьбам чиновников Министерства культуры, правительство РФ приняло решение о создании на
базе музея, учрежденного самим Святославом Николаевичем, государственного музея Рериха и передаче ему всего наследия.
Между тем Святослав Рерих передал наследие своих родителей в Россию с условием создать музей не государственный, а общественный. В письме к президенту Ельцину в 1992 году он просил главу государства помочь забрать из незаконного владения государственного музея Востока картины свои и отца и отдать их Международному центру Рерихов. Авторы обращения к президенту также выражали
беспокойство по поводу пропажи картин из государственного музея Востока.
Ответ подписанты получили довольно скоро. Но не от президента, а ...от министра культуры Михаила Швыдкого. Видимо наш министр культуры почувствовал, что ему стало тесновато в его нынешней должности. Он опубликовал ответ деятелям искусства на страницах одной из газет. Что вдруг заставило министра выступить в не свойственной для него роли? Конечно, быть устами президента — миссия
почетная. Но это в том случае, если бы Михаил Ефимович еще и взял на себя труд ответить по существу на поставленные в письме вопросы. Но этим как раз министр и не озаботился. Получилось прямо как в народной поговорке: ему про Фому, а он про Ерему. В свойственном ему стиле Швыдкой умудрился обойти стороной все острые вопросы. Ни о праздновании 100-летнего юбилея, ни о выполнении воли Рериха, ни о судьбе пропавших картин в отклике нет ни слова. Министр вспомнил лишь о результатах работы Счетной палаты РФ, которая
взялась разобраться, насколько правомерно находятся в Музее Востока картины Рерихов. Впрочем, аудиторы этого так и не сделали, зато неожиданно предложили вернуться к выполнению правительственного постановления о создании государственного музея. В общем, будь Рерих жив, возможно, откликнулся бы на это словами еще одной поговорки: куда ни кинь — всюду клин...
Одновременно в названной публикации министр культуры Швыдкой дал отповедь деятелям искусства, заявив, что «оценки, изложенные в этом письме, практически полностью не соответствуют действительности», а уважаемые авторы письма пытаются склонить главу государства к вмешательству в деятельность органов правосудия. Но тут у главы отечественной культуры вышла явная промашка. Этого авторы
письма как раз и не просили. Хотя, если уж начистоту, органы правосудия сыграли не самую благородную роль в этой истории, итогом которой стало то, что наследие Рерихов оказалось под угрозой уничтожения. Дошло до того, что президиум Мосгорсуда отменил решение Хамовнического районного суда, который подтвердил права Международного центра Рерихов на наследие Рерихов и признал факт получения им наследственного имущества в соответствии с завещанием Святослава Рериха. Причем само заседание суда прошло в такой спешке, что
закралась мысль о заранее предрешенном вердикте.
После этого мастерам культуры и пришлось направить письмо в Кремль. Увы, жанр коллективного обращения к президенту рожден не от хорошей жизни. Он считается свидетельством правового неблагополучия в обществе. Люди (в том числе и с именем) обращаются к главе государства, когда исчерпываются возможности решить проблемузаконно, в правовом поле.
К сожалению, в последние годы обозначилась очевидная тенденция. Курс на укрепление государства иные чиновники поняли однозначно: нужно и можно все подминать под себя, в том числе и дорогостоящие культурные ценности. Министр культуры, взяв на себя миссию президентского глашатая, как раз и явил такой типаж современного чиновника. Мол, оцените, как я пекусь о благе державном. Как сказал
бы отец Федор из «Двенадцати стульев», не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены. На деле же ситуацию с наследием Рерихов министр повернул с точностью до наоборот.
Будь жив Святослав Николаевич Рерих, он нашел бы точные слова для оценки такого поведения должностного лица. При жизни семья Рерихов выше всего ценила свободу человеческой личности и ее творчество, торжество духа, бескорыстие и, конечно, честное правосудие. Увы, пока нашей культурой руководит Михаил Ефимович Швыдкой, исполнение этих заветов — лишь видение будущего.
Николай СИВОВ
"Парламентская газета", № 1391, 3 февраля 2004 г.
Наследие Рерихов стало яблоком раздора?
Известные деятели науки и культуры обратились к Президенту России
с просьбой о помощи
23 октября этого года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской и мировой культуры Святослава Рериха. Вместе со своими родителями - великим художником, философом, ученым, путешественником и общественным деятелем Н.К. Рерихом и замечательным мыслителем Е.И. Рерих - он прожил много лет в Индии. Святослав Николаевич был одним из тех, кто создал прочный мост в
пространстве российско-индийских культурных отношений. В 1990 году он передал России богатейшее наследие родителей, на основе переданного предложил создать в Москве Музей имени Н.К. Рериха.
В Индии с любовью и заботой относятся к памяти о Рерихах. Премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи - почетный попечитель Международного мемориального треста Рерихов в Гималайской долине Кулу, где находится имение Рерихов. Во время российско-индийской встречи на высшем уровне в Дели в декабре 2002 года в совместном заявлении была отмечена важность сохранения и поддержания уникального
художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы. Подписи под заявлением поставили Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии. Была составлена программа обменов в области культуры, науки и образования между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Индии на 2003 - 2005 годы, в которой говорится о проведении совместных мероприятий, в частности, посвященных столетию со дня рождения С.Н. Рериха.
Торжества по случаю юбилея Святослава Николаевича в Индии начались уже 23 октября минувшего года. Проходят выставки картин С.Н. Рериха, выпускаются книги о нем, индийская пресса заполнена сообщениями об идущих в стране юбилейных торжествах. Намечается в этом году создать в имении Святослава Николаевича Татагуни под Бангалором музей его имени. Завершится организация долгожданного
Дома-музея в Наггаре (Кулу). Выйдут марки в честь юбиляра. Согласно правительственной программе торжества будут продолжаться в Индии целый год.
Ну а что делается у нас, на Родине юбиляра, прославившегося своим творчеством и бескорыстно передавшего ей богатейшее и ценнейшее творческое наследие своих родителей?
"В последнее время мы не раз испытывали чувство стыда за происходящее в России. Испытываем мы его и сейчас". Это строчки из обращения известных деятелей науки и культуры России к Президенту страны Владимиру Путину. Среди подписавшихся авторитетные и уважаемые люди: председатель Попечительского совета Международного центра Рерихов, президент Международной ассоциации фондов мира А.Е.
Карпов, члены Попечительского совета: президент Российской академии естественных наук, академик О.Л. Кузнецов, ректор Московской государственной юридической академии, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ О.Е. Кутафин, вице-президент Российского фонда культуры А.Э. Титков, президент Академии российского искусства, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н.А. Петров, президент Международного гуманитарного фонда "Знание", академик РАН К.В. Фролов, президент Российской академии художеств, академик
Грузинской академии наук З.К. Церетели. Что заставило их поставить подписи под коллективным обращением к главе государства? Процитируем фрагмент письма.
"В сентябре этого года заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М.Е. Николаев обратился в Правительство РФ с предложением организовать в России юбилейные торжества в честь выдающегося сына нашей страны С.Н. Рериха. Из Правительства письмо было передано в Министерство культуры РФ. Оттуда, насколько мы знаем, последовал устный ответ, что юбилей С.Н. Рериха будет
отмечен двумя музеями: Государственным музеем Востока и Центральным государственным театральным музеем имени А.А. Бахрушина. Не много ли? Целых два музея! При такой постановке вопроса можно было бы обойтись и одним. Но это еще не самое скверное. По инициативе Минкультуры в 1993 году (через несколько месяцев после смерти С.Н. Рериха) было издано правительственное постановление от 04.11.93 г. № 1121, в котором предписывалось создать Государственный музей имени Н.К. Рериха. Святослав Николаевич же просил создать
общественный музей, подчинение которого Министерству культуры, "а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров". Согласно этому постановлению памятник архитектуры XVII - XIX веков - усадьба Лопухиных, где размещаются Международный центр Рерихов и Музей имени Н.К. Рериха и которая была выбрана самим
Святославом Николаевичем, отходила к Музею Востока.
Но Международный центр Рерихов отбился, отреставрировал усадьбу без копейки бюджетных средств и превратил ее в крупный и популярный культурный центр. 288 полотен Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, которые привез Святослав Николаевич в 1974 году на столетие своего отца и оставил на попечение Минкультуры, а затем в 1990 г. включил в свою дарственную, до сих пор не отданы Музею имени Н.К. Рериха. В
1992 году С.Н. Рерих в своем письме на имя Президента РФ Б.Н. Ельцина писал: "Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному центру Рерихов".
Счетная палата РФ, которая занималась вопросом правильного содержания этих картин в Музее Востока, видимо, не обратила внимания на то, что ряд картин, фигурирующих в дарственной Рериха, отсутствует в списках Музея Востока. Незаконной была и постановка этих картин на учет в государственный музейный фонд без документов, определяющих права собственности Минкультуры на эти картины.
Все это можно назвать своеобразной "подготовкой" к юбилейным торжествам, которые, вне всякого для нас сомнения, пройдут под странным лозунгом: "Международный центр Рерихов и Музей имени Н.К. Рериха, созданные Святославом Николаевичем, не должны существовать". Коллекция картин Н.К. и С.Н. Рерихов, которую просил вернуть С.Н. Рерих, так и осталась во владении Минкультуры.
Нападки последнего на Международный центр Рерихов особенно усилились в прошлом году, а в этом - могут обрести еще больший размах. Министерством культуры РФ запущена жалоба в надзорную инстанцию Мосгорсуда на решение Хамовнического суда о законном вхождении Международного центра Рерихов в права наследства Рерихов. В Государственную Думу РФ идут запросы через малосведущих депутатов: почему
не выполнено постановление Правительства от 04.11.93 г.? В Генпрокуратуру РФ сомнительными лицами направляются заявления на руководство Международного центра Рерихов, якобы разворовавшее наследие Рерихов. Можно этот список продолжить, но думаем, что этого делать не следует. Год 2004-й грозит стать годом тотального нарушения воли покойного дарителя С.Н. Рериха, а возможно, и концом музея, созданного по его инициативе".
Деятели науки и культуры обращаются к Президенту с просьбой в преддверии его официального визита в Индию содействовать созданию солидной, на соответствующем уровне юбилейной комиссии для празднования столетнего юбилея Святослава Николаевича Рериха. Судя по всему, без содействия главы нашего государства Международному центру Рерихов и его Музею имени Н.К. Рериха будет действительно трудно
развиваться так, как завещал их основатель.
НИКОЛАЙ СВИРИДОВ
Минкульт сам назначил себя
собственником рериховского наследия?
В номере за 3 февраля 2004 года наша газета опубликовала материал «Михаил Швыдкой готовится национализировать наследие Рерихов. Зачем ему это нужно?». Автор рассказал в статье о двуликой позиции Министерства культуры, которое в свое время никак не защитило от разграбления ту часть наследия Рерихов, которую в 1958 году привез в Москву старший из братьев знаменитой семьи – Юрий. После его
смерти оно оказалось в руках людей, не имеющих к наследию Рерихов никакого отношения.
Такое отношение к наследию своих родителей спустя годы вынудило младшего брата – Святослава Николаевича Рериха – отказаться от идеи передачи принадлежащей ему части семейного наследия государству. Он не питал больше к нему никакого доверия. Потому в 1990 году на основании своего завещательного распоряжения передал семейное наследие общественной организации – Советскому фонду Рерихов (СФР),
который был создан и в 1991 году переименован в Международный центр Рерихов (МЦР) по его инициативе. В этой части наследия были и 288 картин, которые еще в 1974 году С.Рерих оставлял Министерству культуры СССР на попечение для организации выставок. В октябре 1992 года – незадолго до смерти – Святослав Николаевич заверил у нотариуса свое распоряжение, в котором подтвердил права Международного центра Рерихов на переданное в 1990 году в СФР наследие.
Минуло более 10 лет. Все эти годы МЦР пытался с помощью закона настоять на выполнении воли дарителя.
Сделать это до сих пор не удалось. Ибо именно в эту коллекцию картин, которая по распоряжению С.Н. Рериха принадлежит МЦР (в отличие от части наследия, принадлежавшей Ю.Рериху, который не успел оставить после себя завещание), Минкульт вцепился мертвой хваткой.
Ситуацию с невозвращением картин усугубил как раз тот факт, что коллекция картин с 1974 года находилась на попечении министерства. Нарушая волю дарителя и закон, государственное ведомство категорически отказывалось и до сих пор отказывается вернуть картины Международному центру Рерихов (МЦР).
Но и это не все. После смерти С.Н. Рериха Минкультуры без всяких на то оснований, не известив об этом законного собственника – МЦР, включает картины в Государственную часть Музейного фонда РФ.
В августе 2002 года Хамовнический суд особого производства г. Москвы признал права Международного центра Рерихов на наследственное имущество Рерихов в соответствии с завещанием С.Н. Рериха. Казалось, справедливость наконец восторжествовала. Однако министр культуры М. Швыдкой 2 июля 2003 года это решение оспорил в своей надзорной жалобе в президиум Мосгорсуда.
И столичный суд принял жалобу от организации, которая не имела никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Дело в том, что в постановлении надзорной инстанции Мосгорсуда жалобщик называется «представителем собственника». Под определением «собственник» ни много ни мало фигурирует само государство. То, что жалобщик назвал себя так, удивления не вызывает. Он может назвать себя хоть чертом.
Удивление вызывает другое – согласие Мосгорсуда на такую формулировку. И не только согласие, а использование этой формулировки для принятия жалобы, авторы которой не являлись тем, кем они себя называли.
Государство в лице Минкульта никогда, никем и ни при каких обстоятельствах не признавалось собственником рериховского наследия. Потому вызывает удивление, что надзорная инстанция Мосгорсуда не истребовала доказательств по поводу присвоенного представителем Минкультуры статуса.
Незаконным собственником оспариваемой коллекции государство сделали две бумаги, не имеющие никакого юридического значения и созданные наспех в стенах Музея Востока. 30 января 1993 года умирает С.Н. Рерих, а в феврале того же года приказом генерального директора Музея Востока В. Набатчикова 282 картины в нарушение завещания С.Н. Рериха из временного переводятся на постоянное хранение. А
также странный приказ № 633, изданный министром культуры В.К. Егоровым в 1999 году, то есть спустя семь лет после незаконного (вопреки воле покойного дарителя) включения коллекции на постоянное хранение. В своем приказе министр указывает: «подтвердить правомерность включения в состав Государственной части Музейного фонда РФ» коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Той самой коллекции, что была передана С.Н. Рерихом общественной организации – Международному центру Рерихов. Подчеркну: не государству! Не Минкульту! И не
Музею Востока! Они с точки зрения закона о музеях не являлись, не являются и не могут являться собственниками коллекции.
Так с помощью Музея Востока, где хранятся вышеупомянутые картины Рерихов, и «мудрых» чиновников из Минкультуры прошел процесс «прихватизации» не принадлежащего им имущества.
Господа чиновники, похоже, вообще забыли, что есть закон и его надо блюсти.
Ведь согласно Федеральному закону «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» от 1996 года (ст. 13) в Государственную часть Музейного фонда «входят музейные предметы и коллекции, находящиеся в федеральной собственности». Но известно, что коллекция картин Н.К. и С.Н. Рерихов никогда не находилась и не находится в федеральной собственности. Приказ Министерства культуры № 234 от 30.05.1989 года «О
мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (коллекция С.Н. Рериха)» гласит, что коллекция была передана на «временное хранение» в Музей Востока. Каким образом временное хранение после смерти С.Н. Рериха превратилось в государственную собственность, могут разъяснить только чиновники, которые не выполнили необходимых по закону действий, а именно не создали экспертную комиссию, не провели экспертизы передаваемого имущества. Не был издан приказ министра культуры о включении коллекции рериховских
картин в Государственную часть Музейного фонда РФ. Кроме того, отсутствуют документы и акты приема-передачи картин, что согласно закону необходимо сделать, чтобы так называемое включение стало законным.
Эти очевидные нарушения дают право утверждать, что включения картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Государственную часть Музейного фонда РФ не было, а была афера чиновников, воспользовавшихся самым безнравственным образом смертью С.Н. Рериха. Аферу теперь сформулировали и представили в жалобе в Мосгорсуд как правовое действие, которое обеспечено единственным документом – приказом бывшего министра
культуры В.К. Егорова.
Сегодня в Хамовническом районном суде состоится заседание, на котором будет повторно рассматриваться решение о праве Международного центра Рерихов на наследие Рерихов. Руководители Центра-музея имени Рерихов рассчитывают на объективное рассмотрение, которого они не увидели во время рассмотрения дела в президиуме Мосгорсуда. Увы, у них есть основания предполагать, что может случиться
неправовой спектакль, в котором самозваный «представитель собственника» опять будет играть главную роль. Можно только предположить, какие чувства будут при этом испытывать представители дарителя – Святослава Николаевича Рериха, который бескорыстно передал свое наследие общественной организации. Чиновники наглым и циничным образом надругались над волей выдающегося соотечественника. Но кто-то же должен остановить зарвавшихся «прихватизаторов»? Кто и когда?