Тест для букваря
До 15 октября
эксперты должны проверить все учебники на будущий учебный год
|
Мария Агранович
Дата публикации 26 сентября 2006 г.
Примерно 70 процентов учебников содержат фактические ошибки - это
подтверждают данные экспертизы, которая сейчас проводится с участием РАН и
РАО. Корреспондент "РГ" беседует с начальником отдела федеральных перечней
учебной литературы Министерства образования и науки РФ Светланой Тетериной.
Российская
газета | Светлана Леонидовна, федеральный перечень на начавшийся учебный
год утвержден еще в декабре 2005-го. Зачем такая "фора"?
Светлана
Тетерина | Делается это для того, чтобы как можно раньше довести
информацию об учебниках, одобренных министерством, до школ. Ведь право
выбора книг из федерального перечня - именно у школы. Особенность
федерального перечня на этот год, а всего в нем 1012 учебников, в том, что
сюда уже включены учебники, прошедшие экспертизу по новым правилам. В
соответствии с ними к проверке было заявлено 241 учебное издание, но
заветный разрешительный гриф получили лишь 156 книг.
РГ | Я
так понимаю, что экспертиза учебников на следующий учебный год уже идет?
Тетерина
| Совершенно верно. Сейчас на экспертизе 509 учебников. Подчеркну, что более
ста из них - учебники по истории и обществознанию. Большое количество заявок
по этим предметам для нас уже данность. Кроме того, активно направляют в
экспертные комиссии учебники по иностранным языкам и книги для начальной
школы. До 15 октября эксперты должны проверить все учебники. Будет
сформирован перечень на 2007/08 учебный год, приказ о котором появится в
декабре.
РГ |
Кто еще проводит экспертизу учебников кроме двух академий?
Тетерина
| По ряду учебников мы привлекаем и другие организации. Так, например,
учебники по ОБЖ обязательно проверяют эксперты из Научно-исследовательского
института МЧС, в экспертизе учебников для начальной школы участвуют наши
ведущие педагогические университеты.
РГ |
Отправка книг на экспертизу - дело добровольное?
Тетерина
| Да, но надо сказать, что и заставлять нет нужды. Ведущие издательства
учебной литературы, даже не дожидаясь окончания срока действия грифа,
отправляют учебники, например, по истории, на досрочную экспертизу. Понимают
ответственность перед страной, педагогами, детьми и родителями.
РГ |
Школы сами вольны выбирать учебники. Но ведь могут выбрать и те, которых нет
в перечне. За это им грозит "наказание"?
Тетерина
| Статья 32 Закона "Об образовании" устанавливает, что компетенция и
ответственность за выбор учебников из федерального перечня - полномочия
образовательного учреждения. За выбор же учебников для предметов в рамках
регионального компонента образовательного стандарта ответственность несет
субъект Федерации. Этих книг в федеральном перечне нет.
РГ |
Учебников из рекомендуемого списка достаточно для обучения?
Тетерина
| Конечно, хватит с лихвой: более тысячи учебников по всем предметам для
всех классов. Достаточно для того, чтобы каждая школа могла сознательно
выбрать именно тот учебник, который соответствует образовательной программе.
Более того, нынешний перечень - это по сути три списка: для обычных
общеобразовательных школ, для национальных школ и для коррекционных
образовательных учреждений.
РГ |
На что в первую очередь смотрит эксперт, оценивая учебник?
Тетерина
| Порядок экспертизы учебников определяет, как мы говорим, два предмета:
соответствие научным данным и возрастным и психологическим особенностям
учащихся.
РГ |
Оценивать приходится не только содержание, но и названия учебников?
Тетерина
| Действительно, зачастую авторы дают им абстрактные, даже романтические
названия. Не всегда ясно, какому, собственно, предмету он будет учить
школьников. Президиум Федерального совета по учебникам рекомендует
издательствам привести названия учебников в соответствие с названиями
предметов.
РГ |
Многие учителя уверены, что самые лучшие учебники, допустим, по математике
или физике - это академические издания, выпущенные еще в советское время.
Тетерина
| Эти фолианты до сих пор в ходу, и каждые пять лет они также проходят
проверку на продление министерского грифа. Например, такие, как учебник по
физике Перышкина. Конечно, они подтверждают свою безупречность, но,
естественно, дополняются в соответствии с современными открытиями в науке.
РГ | А
почему в поле зрения экспертов не попадают хрестоматии, учебные тетради,
методички, атласы?
Тетерина
| Таков закон. Но я думаю, что при выборе не только учебника, но и
дополнительной литературы школе, конечно, нужно референтное мнение -
экспертов из РАН, РАО. Но прежде всего это должно быть мнение
педагогического сообщества. Сейчас в рамках нацпроекта отобраны 10 тысяч
лучших педагогов, которые признаны сообществом самыми успешными. Мнение этих
людей крайне важно для учителей. Поэтому мы уже начали привлекать лучших
педагогов к оценке учебников.
Сергей Сидоренко, ученый секретарь Комиссии
РАН по анализу и экспертизе учебной литературы, доктор экономических наук:
- В учебниках хватает откровенно нелепых
ошибок. Так, в учебнике по географии Индия названа материком. В учебнике по
литературе перепутаны даты жизни и смерти Пушкина. Одна дана по старому
стилю, другая - по новому. Детям предлагается запомнить, что Михаил Шолохов
получил Нобелевскую премию за роман "Судьба человека", когда, во-первых, это
не роман, а повесть, а во-вторых, Нобелевскую премию Шолохов получил
все-таки за "Тихий Дон".
Много ошибок по математике. Приведены задачи,
которые не решаются. Например: Маша и Коля учатся в одной школе. Маша живет
на расстоянии 2 км от нее, Коля - 3 км. Вопрос: на каком расстоянии друг от
друга живут Маша и Коля? Нет достаточных условий, и задача в результате
имеет бесконечное множество решений. Есть ошибки и в сложнейших заданиях для
старшеклассников. Они сводятся к тому, что можно делить на ноль, а
фактические ответы не соответствуют данным в учебнике.
В учебниках биологии пишут, что есть кальмары
длиной 20 метров. А вот поистине классическая в своей нелепости цитата:
"Когда тело спит, душа выходит из него и ведет самостоятельную жизнь". И
это, замечу, все тот же учебник по биологии!
Дата
публикации 20 октября 2006 г. "Российская газета"
|